У этого феномена много критиков, но и сторонники тоже есть.
Что такое общество потребления

Что такое общество потребления

Это тип социального устройства, при котором люди покупают больше товаров и услуг, чем требуется. В таком обществе люди стремятся не накопить деньги, а потратить их на различные товары. С помощью покупок потребители пытаются приблизиться к некоему идеалу благополучной жизни. Например, иметь жильё, машину, хорошую одежду, дорогие украшения, вкусно питаться и отдыхать за границей

Вещь становится прежде всего символом обеспеченности и статуса, а также средством самовыражения. Так, человек может пользоваться техникой единственного производителя, игнорируя остальных, или предпочитать одну газировку другой, хотя вкус практически не отличается.

Общество потребления сложилось в развитых странах Запада после завершения Второй мировой войны, когда произошёл массовый переход на конвейерное производство.

Автоматизация позволила создавать большое количество дешёвых товаров, доступных для широких слоёв населения. Люди стали обзаводиться домами, машинами, бытовой техникой, а компании начали предлагать всё больше и больше вещей и услуг. В итоге потребление из периодического стало постоянным, а общество этого типа распространилось практически по всему миру.

Есть мнение, что в нынешнюю эпоху на смену общества потребления пришло общество переживаний. Но, по сути, оно ничем глобально не отличается.

Так, при нём люди больше не стремятся обладать статусными вещами, зато жаждут рассказать окружающим о своей насыщенной жизни. Например, не просто запостить в соцсетях фото с пляжа, а показать, что получили нетипичный опыт: совершили паломничество к восточным мудрецам, спустились в пещеры отшельников или прыгнули с тарзанки.

Какие плюсы есть у общества потребления

Вот что говорят его сторонники.

Обеспечивает экономическую и политическую стабильность

Массовое потребление позволило избегать как кризисов перепроизводства, когда товаров слишком много и они никому не нужны, так и дефицита. Постоянный спрос, с одной стороны, приводит к тому, что продукция не залёживается, а с другой — не даёт завышать цены на неё. Это сделало работу предприятий более устойчивой, и многие люди получили стабильный источник дохода.

Мотивирует людей

Во‑первых, потребление заставляет компании совершенствовать, удешевлять производство, создавать новую продукцию или расширять функциональность старой. Ведь запросы людей растут, а конкуренты не дремлют. Это способствует прогрессу.

Так, ещё 20 лет назад с мобильных телефонов можно было только звонить, а позволить себе такой аппарат могли немногие. Сегодня же почти у каждого человека есть смартфон, в котором можно найти всё: интернет, записную книжку, фото- и видеокамеру и многое другое.

Во‑вторых, сами потребители стремятся больше зарабатывать, чтобы покупать более дорогие вещи и жить лучше. Для этого люди стараются получить хорошее образование, стать профессионалом своего дела и занять высокую должность. То есть развиваются.

Делает людей спокойнее и терпимее

Общество потребления, по мнению его сторонников, позволяет удовлетворить базовые потребности большей части населения. Даже те, кто не относится к среднему классу, обычно не нуждаются в пище, одежде и жилье. В результате становится значительно меньше абсолютно бесправных и обездоленных людей. Снижается социальная напряжённость и сокращается количество конфликтов.

За что критикуют общество потребления

Вот основные претензии его противников.

Делает человека зависимым от вещей

При обществе потребления стандартная экономическая аксиома «спрос рождает предложение» переворачивается: теперь «предложение навязывает спрос». Уже не потребность вынуждает людей приобретать товары, а наличие этих самых товаров, реклама и пример окружающих заставляют тратить деньги. Причём покупка может быть абсолютно бесполезной, а удовольствие от приобретения лишь сиюминутным.

Поэтому критики общества потребления, например экономист Джон Гэлбрейт и социолог Эрих Фромм, заявляют, что никакой подлинной демократии при нём быть не может. Бизнес, как считают они, с помощью рекламы и СМИ манипулирует сознанием людей в своих целях и создаёт особый вид эксплуатации и тоталитаризма.

Маркетинг формирует вкусы, желания, ценности, нормы и интересы людей. Например, рисует образы идеальной семьи, родителей, детства, молодости и жизни в целом. Реклама окружает человека везде: от листовок на остановке до баннеров на интернет‑сайтах. При этом она подстраивается под потребителя, меняется вместе с ним. И тот постепенно перестаёт замечать, как его нужды и вкусы начинают прямо зависеть от рекламы.

Сводит на нет практическую ценность вещей

Она заменяется на потребительскую и демонстративную, когда товар покупают не за утилитарные свойства, а за возможность похвастать дорогим продуктом. Появляются наценки за бренд.

Изменяется концепция пользования вещами: люди больше не чинят их в случае поломки или износа, а покупают новые. В итоге предметы потребления устаревают и выходят из моды быстрее, чем утрачивают функциональность.

Сами покупки чаще становятся импульсивными и незапланированными. Повальное распространение получают предметы китча — бесполезные вещи вроде спиннеров или поп‑итов, лавинообразно набирающие популярность. А посещение торговых центров превращается в форму досуга и развлечения.

У некоторых людей даже развивается ониомания — неконтролируемая страсть к совершению покупок.

Обесценивает результаты труда и учёбы

Если человек живёт только ради потребления, его интересы, цели и устремления перестают иметь значение. Ведь тогда хорошее образование получают только ради высокооплачиваемой должности, а работают, чтобы получить больше денег.

О развитии и самореализации в таком случае речи не идёт. В итоге человек не получает удовольствия от труда и учёбы и не ценит сам процесс.

Вредит природе

На производство новых товаров уходит всё больше природных ресурсов, а заводы и их продукция всё сильнее загрязняют планету. Так, автомобиль не поедет без бензина, а синтетическую ткань не создать без нефтесодержащих материалов.

Если темпы потребления будут расти и по всему миру приблизятся к уровню развитых стран, в ближайшем будущем мы можем столкнуться с истощением природных ресурсов и глобальными изменениями климата.

Так, по оценкам Европейского агентства по окружающей среде, к концу 21‑го столетия среднемировая температура может повыситься на 6,4 °C. А это грозит таянием ледников, затоплением прибрежных территорий, засухами и другими негативными последствиями.

Поддерживает социальное неравенство

Из‑за бесконечной потребности производить всё новые товары богатые государства практически исчерпали собственные ресурсы. Их недостаток они компенсируют за счёт более бедных стран, в которых потребление ещё не вышло на тот же уровень.

Последние становятся источниками сырья и дешёвой рабочей силы, с помощью которых производятся блага. Большая их часть уходит в развитые страны, а развивающиеся практически ничего не получают. Так, в 2008 году ЕС импортировал в шесть раз больше материалов, чем экспортировал.

В погоне за дешёвой силой корпорации строят заводы в бедных странах. Компании экономят на всём, поэтому работа на таких конвейерах особенно тяжела.

Например, с 2010 по 2016 год из‑за невыносимых условий труда около 20 сотрудников тайваньской компании Foxconn покончили с собой. Эта фирма поставляет комплектующие для Apple. После публикации историй об этом никакого улучшения условий труда в Foxconn не произошло: они стали только хуже. Компания установила решётки на окна производственных и жилых помещений и отказалась выплачивать компенсации родственникам сотрудников, совершивших самоубийство.

Лишает чувства личной ответственности

Культура общества потребления обезличена: в происходящем винят корпорации, а не отдельных людей. Если об алчных капиталистах известно многим, то о простых потребителях, которые и обеспечивают фирмам прибыль, пишут меньше. В результате люди не ощущают личной ответственности за негативные последствия общества потребления.

Например, потребители вряд ли почувствуют вину за то, что заводы дымят, плантаторы вырубают леса для посадки кофе, а права рабочих в странах третьего мира нарушаются. Хотя всё это происходит для потребителя и за его деньги.

В этом плане показательна история с самоубийствами сотрудников Foxconn. Apple не перестала сотрудничать с компанией, а люди продолжили покупать iPhone.

Может привести к кризису

Противники общества потребления считают существующую стабильность иллюзорной и хрупкой. Например, они отмечают, что расходы на товары и услуги постоянно повышаются, иногда обгоняя рост доходов населения. Этому способствует развитая система кредитования.

Но раздувание потребления ради ещё большего потребления не может происходить бесконечно. Истощение ресурсов приведёт к дефициту, а бесконтрольное кредитование — к обесцениванию денег. В итоге может произойти кризис такого масштаба, которого не было раньше: когда люди будут драться за еду и умирать от голода, пока на полках магазинов пылятся бесконечные ряды кофеварок и телевизоров.

Что можно сделать, чтобы сгладить негативные эффекты общества потребления

В той или иной мере мы все являемся частью этого общества и вряд ли сможем полностью от него отказаться. Несмотря на все недостатки, оно успешно существует долгие годы.

Однако общество потребления действительно создаёт острые проблемы. В первую очередь экологические. Если вы хотите внести свой вклад в борьбу с ними, постарайтесь стать осознанным потребителем и следовать стратегии минимализма.

Это не значит, что нужно отказаться от покупок совсем, просто надо научиться делать их разумно. Вот что можно попробовать:

  1. Оставьте только то, что вам действительно нужно. Попытайтесь разложить все предметы в доме по коробкам и пожить так месяц. Скорее всего, вы поймёте, что в большинство даже не заглядывали. Возможно, вещи из них вам попросту не нужны.
  2. Прежде чем что‑то купить, попробуйте отложить приобретение. К примеру, на несколько недель. Если вещь действительно вам необходима, то вы не передумаете и вернётесь в магазин. В противном случае вы о ней забудете, а значит, товар был не так уж и нужен.
  3. Получайте удовольствие, а не гоняйтесь за ним. Читайте книги, ешьте, делайте покупки не торопясь. Часто мы потребляем лишнее только потому, что боимся чего‑то не успеть. Но в погоне за радостями жизни можно утратить вкус к ней.
  4. Стремитесь больше производить, чем потреблять. Так вы будете не только использовать этот мир, но и преображать его. Например, займитесь творчеством. Особенно хорошо, если вы научитесь давать новую жизнь старым вещам.

Эти советы не только сделают из вас более ответственного потребителя, но и помогут сохранить деньги и время.

Оцените статью
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Что такое общество потребления и действительно ли оно так плохо, как о нём говорят
Чем полезен арбуз и когда он может быть вреден
Чем полезен арбуз и когда он может быть вреден